19

30

19

45

Кафедра сценического движения и пластики актёра — одна из старейших в ГИТИСе. Преподавание фехтования, ритмики и многих других сценических дисциплин, в том числе и танцевальных, ведётся с 1930 года. Однако в общей структуре института кафедра получила статус самостоятельного подразделения лишь в 1945 году. Этим же приказом были утверждены учебные дисциплины, преподаваемые на кафедре: танец, фехтование и сценическое движение.

19

46

19

91

Официальной датой основания кафедры принято считать 1 января 1946 года. Первым заведующим кафедрой была профессор А. М. Шаломытова-Романова.

19

91

В 1991 году кафедра сценической пластики актёра была преобразована в две самостоятельные кафедры: кафедру сценического танца и кафедру сценической пластики. Заведующим кафедрой сценической пластики был назначен Н. В. Карпов.

Основной предмет, преподаваемый на кафедре, — сценическое движение. Эта дисциплина сформировалась в театре в 30-е годы XX в. благодаря практическому опыту педагогов, занимавшихся развитием и воспитанием пластической культуры актёра. В 1937 г. была издана книга «Воспитание движения актёра», написанная педагогами ГИТИСа И С. Ивановым и Е. С. Шишмаревой. Большую лепту в становление предмета «сценическое движение» внесли признанные мастера театральной педагогики И. Э. Кох и А. Б. Немеровский, а впоследствии их ученики, и прежде всего Г. В. Морозова и К. Н. Черноземова.

Ныне предмет «сценическое движение» стал базовым и основополагающим среди дисциплин пластического цикла (ритмика, танец, сценическое фехтование). В ГИТИСе в методике кафедры сценической пластики есть свои особенности в преподавании этой дисциплины, основой которой являются принципы театральной биомеханики, разработанные Вс. Э. Мейерхольдом и его учениками.

Важнейшая задача кафедры сценической пластики ГИТИСа под руководством профессора А. З. Закирова — развитие базовых психофизических качеств актёра и режиссёра, воспитание способности и потребности к пластической выразительности при создании образа персонажа и спектакля в целом; обеспечение знаниями и умениями построения движения в сценическом пространстве, основываясь на индивидуальной технике актёра и принципах театральной биомеханики.

В настоящее время кафедра работает по двум программам: «Сценическое движение» (программа для актёров) и «Биомеханика сценического движения» (программа для режиссёров).