02/05 2024
15:41
Чт

В «Царицынской опере» в Волгограде творческая команда ГИТИСа представила вечер одноактных опер «НЕмаленькие трагедии» при участии Фонда поддержки и развития театрального образования. В премьерных спектаклях «Алеко» Сергея Рахманинова и «Каменный гость» Александра Даргомыжского объединились концепции молодых режиссёров-постановщиков. Авторы изменили «угол обзора» и актуализировали вечные темы великих произведений Александра Пушкина.

В творческую постановочную команду вошли студентка Мастерской Александра Тителя и Игоря Ясуловича режиссёр Полина Пимахова, выпускник Мастерской Дмитрия Бертмана режиссёр Александр Паркин, студентка Мастерской Станислава Морозова и Анастасии Глебовой художник-постановщик София Манакова.

Время обеих опер по задумке постановщиков перенесено в 30-е годы XX века. Алеко и Дон Жуан — оба эмоциональные и импульсивные. Главный вопрос обеих опер: где поставить запятую во фразе: «Казнить нельзя помиловать»?

«В „Алеко“ цыгане Алеко прощают, они его милуют, оставляя ему жизнь, но при этом изгоняя из табора, а в „Каменном госте“ жизнь, к сожалению, покидает нашего прекрасного Дон Жуана, так что миловать нельзя, только казнить», — рассказывают режиссёры Александр Паркин и Полина Пимахова.

Новая и непривычная сценография кардинально меняет восприятие спектаклей. И в «Каменном госте», и в «Алеко» персонажи оказываются в особенных обстоятельствах. Декорации в «Алеко» выглядят особенно гнетуще.

«Я часто в своей работе использую многофункциональные декорации, которые актёры меняют сами, формируют пространство вокруг себя. Да, действительно, эта декорация жутковатая, потому что мы — в грузовом трюме, он не предназначен для людей, и в этом пространстве достаточно неуютно», — говорит художник-постановщик Зося Манакова.

Как режиссёр Полина Пимахова ставила перед собой задачу показать цыган в «Алеко» нетипичным образом.

«Моё ощущение от „Алеко“ очень отличается от общепринятой трактовки. Я ни в коем случае не считаю Алеко тираном, жестоким человеком. Это человек, борющийся со своими страстями, болями, демонами, но это человек страдающий, в первую очередь», — отмечает режиссёр спектакля «Алеко» Полина Пимахова.

Действие в «Каменном госте» разворачивается в Америке 30-х годов во времена сухого закона и господства мафии. Туда отправился лайнер из Европы вместе с главным героем Дон Жуаном, который изгнан главой мафии за провал задания. У Александра Паркина персонажи очень отличаются от образов, представленных в классических постановках.

«Этим можно объяснить странное поведение главных героев: Дон Жуана, Лауры и Донны Анны. Донна Анна обычно представляется плаксивым, страдающим персонажем, на самом деле, она очень-очень строгая, чёткая, с продуманными действиями, она хитрая, она уже знала, кто такой Дон Жуан», — подчёркивает режиссёр спектакля «Каменный гость» Александр Паркин.

Отдельное место в постановках занимают костюмы. Они становятся прекрасным дополнением к сценографическому решению, и всё вместе создаёт нужное настроение и атмосферу эпохи.

«Потребовалась такая техника как тонирование, потому что из разных разноцветных тканей хотелось создать общую тональную гамму. Я когда это увидела, подумала: „Боже, как мне всё это нравится, у меня крылья за спиной“», — делится эмоциями главный художник театра «Царицынская опера» Екатерина Гельперн.

«НЕмаленькие трагедии» стали очередным ярким экспериментом театра «Царицынская опера» и первым опытом сотрудничества с ГИТИСом. Музыка для постановки была специально написана заслуженным работником культуры РФ Валентином Овсянниковым.

Источник: «МТВ.онлайн»
Фото: пресс-служба театра