01/07 2022
15:04
Пт
В рамках проекта «Постановки студентов и выпускников ГИТИСа и ведущих творческих вузов в русских театрах за рубежом» 29 и 30 июня выпускники ГИТИСа представили спектакль «Маленький принц» по одноимённому произведению Антуана де Сент-Экзюпери в Государственном русском драматическом театре имени Достоевского.
В творческую постановочную команду вошли выпускники Мастерской Леонида Хейфеца режиссёр Константин Денискин и хореограф Софья Гуржиева, а также студентка-сценограф из Мастерской Станислава Морозова Алёна Грек. Работа с актёрами театра в Семее над новой постановкой шла в течение полутора месяцев.

«С Костей мы уже ставим не первый спектакль, поэтому нам работалось достаточно комфортно. Мы всё время вели диалог, советовались, и он делал предложения по художественной части, я могла сделать какое-то предложение по режиссуре. И также Софья, мы с ней лично не были знакомы, но заочно — были, потому что очень часто ходили на показы к курсу Хейфеца. И, мне кажется, у нас такая институтская команда, мы очень хорошо друг друга знаем, поэтому работать было очень комфортно. Когда мы работали над спектаклем, хотелось, чтобы он вызывал такие эмоции, чтобы человек окунулся в своё прошлое, в детство. И по каким-то ассоциациям у него возникали свои воспоминания из детства, потому что это такая трогательная история про дружбу, про познание. И мы бы хотели, чтобы люди вспомнили о своём детстве и ребёнке внутри себя и взглянули на эту историю под другим углом», — рассуждает сценограф Алёна Грек.

Аллегорическая повесть-сказка Антуана де Сент-Экзюпери знакома многим с детства, поэтому при работе над спектаклем творческая команда стремилась не просто пересказать эту историю, а добавить новые оттенки, чтобы приблизить сюжет к современности и открыть в нём новые смыслы. «Маленький принц» важен для меня сразу несколькими темами: это и весёлое космическое путешествие, и история человеческого одиночества, и тема смерти детства в человеке. Смерти, которая превращает каждого из нас во взрослого. При создании спектакля я руководствовался твёрдым правилом — главное, чтобы он не был скучным. Поэтому, надеюсь, что зритель получит кайф от просмотра. А после, на следующий день, сам осознает, что же затронуло его сердце больше всего», — говорит режиссёр Константин Денискин.

«Вообще, когда мы начинали работать, мы поняли, что этот материал достаточно хорошо знаком многим. У Экзюпери очень точно прописаны рисунки, планеты, и уже существует какой-то определённый космос, а мы хотели с Костей сделать свой космос, понять, каким он мог бы быть сейчас, вообще про что эта история. И мы эти размышления пытались отразить в каждой планете. Например, на планете географа это голосовой помощник Алиса. То есть такие элементы, которые были бы близки нашему времени. Также, так как там очень явно прослеживается тема рисунков, мы решили пронести её через весь спектакль, и поэтому в сценографии использованы элементы бумаги. Планета Маленького принца, пустыня созданы из бумажных комков, куч, которые всё время меняются и передвигаются, в зависимости от места действия. Также у нас вместо обычных звёзд — бумажные, которые падают сверху, когда деловой человек их считает. Когда Маленький принц попадает на землю, там находятся бумажные горы», — рассказывает сценограф Алёна Грек.

Проект «Постановки студентов и выпускников ГИТИСа и ведущих творческих вузов в русских театрах за рубежом» не только предоставляет возможность молодым режиссёрам, сценографам, хореографам проявить себя, но и способствует развитию русских театров, находящихся за пределами России.

«Это сотрудничество случилось впервые. Вообще о такой возможности я узнал из соцсетей, так как ребята из ГИТИСа были задействованы в спектаклях уральского театра [Русского драматического театра имени Островского в Уральске] и театра горьковского [Театра драмы имени Горького в Нурсултане]. И я решил попробовать и не ошибся. Это интересно. Ребята хорошо обучены, с хорошей фантазией. Режиссёр, Костя Денискин, умеет работать с артистами. Он очень себя уверенно чувствует, нашёл контакт с ними. Поэтому результат хороший. Что касается художника, здесь, конечно, сложности были, но то, что она предложила, и то, что театр сделал, — это необычно, интересно. Такого оформления у нас ещё не было, это впервые. И Софья Гуржиева, хореограф, сделала пластические вещи, помогла режиссёру с установкой света, с переходами. Это уверенный, профессиональный, уже состоявшийся хореограф», — делится директор Государственного русского драматического театра имени Достоевского Яков Горельников.

«Для меня это девятый спектакль в моей режиссёрской жизни, и я очень рад, что мне удалось сделать его благодаря родному ГИТИСу и театру им. Ф. М. Достоевского. Работа продвигалась очень быстро. Все вокруг помогали нашей творческой команде. В театре очень доброжелательная, трудоспособная и талантливая труппа. Языкового барьера между нами не существует. Все актёры, а также художественно-постановочная часть прекрасно разговаривают на русском языке. Здесь, в театре, различий культур не чувствуется. Главный критерий нашей совместной работы с актёрами — не различия культур, а уважение друг к другу и чувство вкуса. Нам ничего не мешало создавать. Со всеми в театре мы разговаривали на одном, творческом, языке», — уточняет режиссёр Константин Денискин.

Проект «Постановки студентов и выпускников ГИТИСа и ведущих творческих вузов в русских театрах за рубежом» проходит при поддержке Министерства культуры России и информационной поддержке ФГБУК РОСКОНЦЕРТ. В этом году выпускники и студенты-дипломники ГИТИСа и Школы-студии МХАТ выпустили 3 постановки в Абхазии и Казахстане, впереди премьеры в Белоруссии и Киргизии.


Фото: пресс-служба Государственного русского драматического театра имени Достоевского