26/04 2024
14:40
Пт

Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров провёл заседание комиссии Государственного совета России по направлению «Культура». Участие в нём приняли министр культуры России Ольга Любимова, главы регионов страны, руководители учреждений культуры профессионального и дополнительного образования, представители общественных организаций и творческих объединений.

Заседание комиссии было посвящено реализации Послания президента России Владимира Путина Федеральному Собранию. Обсуждались вопросы выработки подходов и предложений по актуальным направлениям развития сферы культуры и искусств.

По всей стране за последние годы было построено, реконструировано и капитально отремонтировано почти 2700 объектов организаций культуры. Более 6 тыс. учреждений получили современное оборудование. Поддержано свыше 7,5 тыс. творческих инициатив и проектов. Число участников культурно-просветительских программ для школьников стремительно приближается к отметке 400 тыс. Полмиллиона человек принимает участие в добровольческой деятельности в сфере культуры. Велика популярность проекта «Пушкинская карта».

На встрече член ОП РФ, ректор ГИТИСа Григорий Заславский описал происходящее в системе творческого образования.

Ректор отметил, что в прошлом году, выступая с Обращением к Федеральному собранию, Владимир Путин сказал о том, что почти сразу получило название суверенного образования. Президент России предложил тогда, «вернуться к традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов с высшим образованием», речь — о специалитете. Тогда это многие с энтузиазмом восприняли как отказ от Болонской системы, все минусы которой не хочется перечислять.

Если говорить о суверенном образовании, где удалось все эти годы максимально всё лучшее сохранить, ничего не разрушить, — это, конечно, наше отечественное образование в сфере искусства. «Очень надеюсь, не коснулись реформы Болонского процесса и отечественное образование в военной сфере. Собственно, традиции российского образования в сфере искусства — такой же наш стратегический запас», — уточнил Заславский.

Он отметил, что представляется важным, эти моменты максимально закрепить: есть что-то, что не разрушили и что по-прежнему доказывает свою эффективность и получает сегодня признание даже наших врагов (новый рейтинг QS), давайте и дальше это беречь и сохранять.

Что и где это нужно и где это возможно, наши великие мастера сами поменяют, улучшат, сделают удобнее и современнее.

Не надо придумывать какие-то новые показатели эффективности для сферы творческого образования. НИОКР, например: спектакли выдающихся наших мастеров, новая интерпретация классической пьесы, музыкального произведения — это и событие в культуре, и одновременно — научное открытие. Наши дипломные спектакли, концерты, выставки — это и есть наши научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Надо, наконец, это принять и признать.

В вузах искусства (впрочем, как и в любых других) никогда не было и никогда не будет 100% трудоустройства, здесь невозможно как одну из форм предлагать учебу за счёт работодателя, поскольку у нас в стране состоятельных работодателей в сфере искусства-культуры — 1–2 на всю страну, но если Эрмитаж, например, ещё можно вообразить, что заплатит за подготовку музейного специалиста нужного ему направления, то уже Большой или Мариинский за обучение солиста оперы или балета платить не будет, поскольку это не просто высоко рисковое вложение, а во многих случаях бессмысленное, поскольку сегодня артист танцует, а завтра — нет, а через пять лет тенор может уже выйти из стен ГИТИСа или консерватории баритоном и получится, что театр просто выбросил зря деньги, неважно — бюджетные или нет.

И несколько слов ректор ГИТИСа добавил про «Земского работника культуры».

«Очень важно не закладывать никому не нужные возрастные рамки, поскольку в сфере культуры и искусства профессиональное долголетие — залог существования театра, музыки, искусства и культуры в самом широком смысле и — на мой взгляд — очень важно, чтобы смысл уточнить — ставить на первое место малые города, а за ними уже — сельские поселения. И третье: всячески стимулировать регионы, софинансировать проект, максимально увеличивая и расширяя (как это делается в Башкортостане) минимальный порог по числу жителей: если в результате будет принято, что проект коснётся населенных пунктов от 100 тыс. жителей и меньше, раздвигать эти рамки до малых городов с населением в 120–150 тысяч человек, поскольку цель проекта — не киномехаников трудоустроить, а изменить культурную ситуацию, а на это киномеханик не способен повлиять, тут нужен новый главный режиссёр в театр, хореограф в танцевальный коллектив или студию, преподаватели в музыкальную школу», — заключил Григорий Заславский.