06/04 2022
11:30
Ср

В рамках реализации национального проекта «Культура» в Санкт-Петербурге с 4 по 10 апреля проходит XXIV Международный театральный фестиваль стран СНГ «Встречи в России». 

Фестиваль открыла постановка Государственного национального русского театра драмы имени Чингиза Айтматова «Ревизор». Режиссёром-постановщиком спектакля стал Константин Тришин. Молодой режиссёр в 2021 году закончил Мастерскую Леонида Хейфеца.

Пьеса Гоголя видела много разных версий: классических, переделанных, актуальных современных и ультрасовременных. Как рассказал генеральный директор театра им. Чингиза Айтматова Евгений Кузнецов, премьера «Ревизора» состоялась в Бишкеке в ноябре 2021 года, была довольно успешной, спектакль сразу понравился зрителям в Кыргызстане. Наряду с опытными артистами (в роли Городничего — народный артист Республики Анатолий Адали) там заняты молодые, талантливые, перспективные актеры. Это современная интерпретация пьесы великого Гоголя.

«Все события вымышлены, любые совпадения случайны!» — предупреждают нас. Восторжествует ли справедливость, предадут ли преступников Страшному суду, остались ли на свете честные люди — ответы на эти вопросы ищем в спектакле.

Чиновники-взяточники слушают шансон, пляшут под песню Верки Сердючки «Хорошо! Все будет хорошо!» Видим предвыборный плакат будущего губернатора (городничего) Антона Сквозник-Дмухановского: «Город в надежные руки!».

Текст Гоголя сохранен «до запятой». Например, в гостинице темно, хозяин экономит свечи. У Гоголя: «Хозяин завел обыкновение не отпускать свечей. Иногда что-нибудь хочется сделать, почитать или придет фантазия сочинить что-нибудь, — не могу: темно, темно». Хотя, понятно, никаких свечей на сцене нет.

Чиновник Хлестаков Иван Андреевич (в этой роли — Михаил Калюжный): отнюдь не «тоненький, худенький», как описывает петербургского щеголя Гоголь, а упитанный молодой человек. Желтая толстовка с капюшоном, цепи, розовые спортивные штаны, ботинки-кроссовки, рюкзак. Ворует туалетную бумагу из гостиничного номера — она вываливается из раскрывшегося чемодана, какое удивление на лице Городничего! И смех в зрительном зале…

Спектакль создан в рамках проекта «Росконцерта» «Постановки студентов и выпускников ГИТИСа в русских театрах за рубежом» при поддержке Министерства культуры РФ.

Анатолий Иксанов, исполнительный директор Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ:

— Театр — история важная, значимая, это место, где, как говорил Томас Манн, «толпа превращается в народ». Театр — это не только развлечение, но и, в первую очередь, место, где люди задумываются о своих судьбах, о судьбах страны, о тех вечных проблемах, которые существуют и существовали всегда. Наш фонд занимается поддержкой театрального искусства. Мы проводим вместе с Ассоциацией деятелей русских театров зарубежья большие фестивали в разных странах СНГ, предыдущий был в декабре прошлого года в Узбекистане. Уделяем внимание обучению, поддержке молодых специалистов, студентов. Каждый год ГИТИС проводит при нашей поддержке фестиваль студенческих спектаклей. Думаю, скоро возобновим международный гуманитарный проект «Минская инициатива», мы регулярно проводили встречи педагогов и студентов трёх театральных вузов — Минского, Киевского и Московского. Надеюсь, традиция продолжится, ведь культура объединяет все народы.