Российский институт театрального искусства — ГИТИС
В Театре Наций появился спектакль про «дым отечества»
«Десять посещений моей возлюбленной» поставил выпускник ГИТИСа Мурат Абулкатинов.
На Малой сцене Театра Наций вышла премьера по роману Василия Аксёнова, только не того легендарного шестидесятника, сына Евгении Гинзбург, а ныне живущего писателя-однофамильца, которого российские читатели узнали совсем недавно, во многом благодаря театру. Первая инсценировка его романа «Десять посещений моей возлюбленной» была осуществлена в конце нулевых. Спектакль «В.О.Л.К. (Вот Она Любовь Какая)» Светланы Земляковой с дипломным курсом ГИТИСа Олега Кудряшова, открывший автора, был вскоре принят в репертуар Театра им. Маяковского и с успехом игрался много лет. Режиссер Мурат Абулкатинов возвращается к роману, продолжая и традицию прозы на сцене, и заново открывая его сюжет.
Мурат Абулкатинов сегодня один из немногих учеников Сергея Женовача, который имеет ярко выраженную режиссёрскую индивидуальность, по-настоящему свой почерк. Графичность и строгость мизансцен, пластическая метафорика, синтез мягкого юмора и горькой лирики, наконец, фокус внимания на человеческих взаимоотношениях. И самое главное — способность чётко донести до зрителя свои наблюдения в яркой театральной форме, обстоятельно через актера, а если постановочными средствами, то часто простыми, но непременно действенными. Такой «Поход в Угри-Ла-Брек» по шведской пьесе в Красноярском ТЮЗе, где история об уходе из жизни дедушки рассказывается с точки зрения его внуков-подростков, и спектакль (зрители сидят прямо на сцене) заканчивается выходом актёров в зрительный зал, то есть потусторонний мир. Такой «Тахир и Зухра» в московском театре «Шалом» — спектакль по современной пьесе о мигрантах Средней Азии в России, где режиссёр визуально тонко соединяет хрупкую эстетику восточного фольклора и жёсткую культуру современного мегаполиса.
Роман Аксёнова, обманчиво выглядящий образчиком деревенской прозы, в спектакле Театра Наций выходит романом воспитания. Действие происходит в начале 70-х годов в сибирской деревне. Главный герой Олег Истомин (Владислав Медведев) проживает узнаваемую жизнь юноши в момент выбора жизненного пути. Он влюбляется в местную красавицу Таню (Глафира Лебедева) и ездит к ней на свидания в соседнее село, одновременно испытывая сильные дружеские чувства к трудолюбивой, свойской Гале (Элизабет Дамскер), вместе с однокашниками пропадает в клубе на кинопоказах, ходит на танцы и впервые под влиянием первой большой любви задумывается о существовании души. Драма о первых, чистых и робких, чувствах и духовном искании выдаёт современный взгляд именно в том, как мыслит лирический герой вокруг себя советские обстоятельства жизни и деревенский «лубок». Сенокосы с родителями и молодёжный деревенский досуг между мотоциклом и клубом — скорее колоритные «декорации» его взросления, и физического, и духовного. Потому что язык его монологов по своей сути не реалистический, а поэтический, как бы уже эпохи после Бродского.
Но нерв лирико-ностальгического повествования все равно задают внешние обстоятельства, и атмосфера эпохи в спектакле передана, хотя «время не мужик, за штанину не ухватишь». Вот сибирская глубинка, воспроизведенная в трёх сценографических деталях (сценограф Софья Шнырёва): поваленные стволы сосен слева, фонарный столб справа, между — планшет сцены в отражающем, зеркальном покрытии, словно воды Кеми, куда ходят герои купаться. Ситцевые платья и брюки клёш. Тут тучи комаров, и Ремарка крутят на самокрутки. Но воздух пропитан счастьем, которое человек испытывает, сливаясь с природой, счастьем, когда вся жизнь впереди и столько чаяний и надежд. Безмятежность юности не замечает ничего вокруг себя, наслаждается последними днями школьной беззаботности и первыми взрослыми переживаниями — и только обрывки разговоров выдают далёкий фон: идёт холодная война. Но это ведь где-то далеко, правда? Чуть ближе и понятнее герою мрачные шуточные резолюции отца-фронтовика: «Родину и памятники отечества не продаём».
Но что будет завтра и было вчера, герою до поры до времени не так важно, когда есть ясное «сегодня». Владислав Медведев — актёр романтического амплуа, это вторая его крупная роль после дипломного спектакля, который, к счастью, был взят Театром Наций в репертуар и потому сохранился, да так что попасть на него теперь не так просто, билеты нужно ловить. «Толстая тетрадь» по роману Аготы Кристоф о Второй мировой войне, абсолютно пророческий, страшный и театрально изобретательный спектакль ставила Татьяна Тарасова с очередным курсом мастерской Кудряшова в ГИТИСе, в нем актёр сыграл одного из близнецов-подкидышей и очень ярко тогда заявил о себе. Особенно запоминающимся умением вести большой объем роли, словно чуть отстранённо, с лёгким шармом мальчика-денди.
Ностальгию по настоящему, которая наполняет «Десять посещений…» (спектакль где-то и буксующий, и неровный), очень явно чувствуешь. Это словно попытка на несколько часов уйти в тёплое, убаюкивающее воспоминание. Хотя история заканчивается драматически: обеих возлюбленных герой теряет, вернувшись из армии: одна не дождалась, другая умерла при родах, успев назвать сына в его честь…
Когда мы выходим из зрительного зала, мельком слышу, как мужчина делится со своей спутницей впечатлением: сегодня такие драмы уже не трогают — мол, мы как общество уже пережили теракты и такие сентиментальные биографии нас уже не могут задевать. А ведь спектакль именно об этом, подумала я. Как всё уже было, и в то же время как всё было по-другому. За полвека мы снова прошли изгнание из рая, из колченогой мирной жизни.
Автор: Елизавета Авдошина
Источник: Независимая газета
Фото: сайт театра