19

22

ГИТИС можно с полным правом считать первым высшим учебным заведением, заложившим начало профессиональной подготовки театральных режиссёров во всём мире. В начале 20-х годов, решив, что режиссёрская профессия требует специального обучения, получивший здесь актёрское образование Вс.Э. Мейерхольд, вернулся в alma mater, чтобы заложить основы обучения режиссуре. Именно Мейерхольд придумал в 1922 году новое название – ГИТИС. 


19

31

Театроведческий факультет ГИТИСа был создан в 1931 году. Cпустя четыре года факультет на некоторое время прекращает своё существование. Это случилось, когда Теакомбинат (так тогда назывался ГИТИС) был снова преобразован в Государственный институт театрального искусства и среди трёх факультетов (режиссёрского, актёрского и директорского) нового учебного заведения не нашлось места театроведческому. Факультет был закрыт в ходе реорганизации. Открылся вновь в 1937 году.

19

46

Мысль об организации высшего хореографического образования на базе Большого театра возникла в 1917 году у А.А. Горского, тогда руководившего московской балетной труппой. К сожалению, идея тогда осталась не осуществлённой. И только осенью 1946 года на режиссёрском факультете ГИТИСа была создана кафедра хореографии. Поддержку этому начинанию оказала столичная театральная общественность, известные деятели московских театров – Е.В. Гельцер, В.Д. Тихомиров, В.В. Кригер, Ю.Ф. Файер.

19

31

В 1931 году на базе директорского факультета ГИТИСа впервые в Европе стали готовить специалистов в сфере организации театрального дела. 

В 1922 году ГИТИС начинает подготовку режиссёров. Впервые при институте утверждались творческие мастерские: Вс.Э. Мейерхольда (№ 1), Н.М. Фореггера (№ 2), Б.А. Фердинандова (№ 3), Армянского театра (№ 4), Еврейского театра (№ 5). Ещё долгое время институт оставался единственным учебным заведением, готовящим театральных режиссёров.

Когда в 1924 году Декретом Совнаркома существующие театральные институты Москвы и
Санкт-Петербурга были закрыты «из-за недостатков театрального образования», ГИТИСу всё же было разрешено произвести выпуск студентов в ускоренном порядке. И вот, 1 января 1925 года состоялся выпуск двух курсов режиссёрского отделения: студенты-третьекурсники получили звание «инструктор-режиссёр», а окончившие второй курс – «инструктор-руководитель драмкружков».

19

49

Следующей важной вехой (а возможно, и самой важной) в истории театроведческого факультета стал 1949 год – год кампании по борьбе с космополитизмом. «Дело о театральных критиках» повлекло за собой разгром театроведческого факультета ГИТИСа. 1949 год разделил жизнь факультета на «до» и «после».

Возглавил кафедру хореографии Р.В. Захаров. Его идеи поддержал и помог в их осуществлении А.В. Шатин. Были приглашены к сотрудничеству выдающиеся мастера хореографического искусства – Л.М. Лавровский, Ю.А. Бахрушин, Н.И. Тарасов, Т.С. Ткаченко, А.Д. Цейтлин,
М.В. Васильева-Рождественская. 

19

78

Спустя 40 лет в недрах театроведческого факультета зародился будущий продюсерский факультет. В 1978 году была создана кафедра планирования и организации театрального дела, выпускающая театроведов-организаторов.

19

25

В том же, 1925 году создан Центральный техникум театрального искусства, ЦЕТЕТИС, учебное заведение с четырёхгодичным обучением, предназначенное для «воспитания мастеров высшей квалификации». В ЦЕТЕТИСе были открыты два отделения – музыкально-драматическое (оперное) и драматическое и утверждены четыре специальности: актёрская, режиссёрская, клубно-инструкторская и педагогическая. Преподавателями ЦЕТЕТИСа остались профессора и преподаватели ГИТИСа. Число студентов, по сравнению с ГИТИСом, увеличилось в 2 раза. 

Борьба с космополитами. Дело о театральных критиках

Это была идеологическая кампания советского руководства, нацеленная на подавление инакомыслия в среде интеллектуальной элиты. Она имела характер государственного антисемитизма, разворачивающегося под флагом борьбы с антипатриотическими настроениями и «низкопоклонством перед Западом». Начавшись с разоблачения «одной антипатриотической группы театральных критиков», травля распространилась на литературных критиков и далее на всю творческую и научную интеллигенцию. Последствия кампании были различны — от увольнений с мест службы первых фигурантов до арестов и даже расстрела тринадцати членов Еврейского антифашистского комитета.

Активный период кампании продлился всего несколько месяцев, однако последствия её были ощутимы ещё не один год. «Борьба с космополитами», так или иначе, коснулась всех, кто в это время был связан с театроведческим факультетом ГИТИСа (как преподавателей, так и студентов). В конце ноября 1948 года с директорской должности был снят С.С. Мокульский, на его место был назначен работник сельскохозяйственного отдела ЦК – М.А. Горбунов. После февральского Учёного совета были уволены преподаватели театроведческого факультета Б.В. Алперс, Г.Н. Бояджиев, К.Г. Локс, А.М. Эфрос, Н.М. Тарабукин, А.А. Аникст, В.Н. Всеволодский-Гернгросс, С.Н. Дурылин, Л.А. Малюгин, М.С. Пекелис и другие. Опальные театроведы долгое время были лишены возможности работать и печататься. Пострадали также и некоторые студенты: был отчислен В.М. Гаевский, заставили уйти из аспирантуры И.Л. Вишневскую. В 50-е годы часть студентов и преподавателей были восстановлены, но театроведческий факультет никогда полностью не оправился от разгрома…

Постепенно творческая и научная жизнь факультета восстанавливалась. Выпускники возвращались на родные кафедры преподавателями, тем самым сохраняя главную традицию института – преемственность поколений. До сих пор основный принцип – «ученик – учитель – ученик» – является определяющим в подборе педагогических кадров. Так, традиции отечественного театроведения и театральной критики органично сочетаются с традициями театральной школы.

Ими были заложены основы вузовского хореографического образования, разработаны учебные планы и программы по обучению балетмейстеров. С первых же шагов учебный процесс был ориентирован на широкий спектр дисциплин – как общеобразовательных, так и специальных. Объём специальных дисциплин создавал профессиональную основу, обеспечивающую выпуск образованных, квалифицированных балетмейстеров-постановщиков. Среди предметов были такие профилирующие дисциплины, как искусство балетмейстера, методика и композиция классического танца, исторический танец, характерный танец, чтение клавира, теория музыки, мастерство актёра и режиссёра, история театра и балета, курсы по истории искусств.

Воспитанники кафедры хореографии вскоре заняли ведущее положение во многих музыкальных театрах, возглавили известные творческие коллективы. Спектакли первых выпускников ГИТИСа вошли в историю отечественного хореографического искусства и стали заметным явлением в художественной жизни нашей страны. Творчество А.А. Лапаури, Ю.Т. Жданова, В. Гривицкаса, А.В. Варламова, О.М. Дадишкилиани, К. Джапарова, Г.Р. Валамат-Заде, А.В. Чичинадзе, Е.Я. Чанги, И.В. Смирнова и многих других талантливых балетмейстеров получило широкую известность. Многие балетные труппы возглавляли и возглавляют выпускники кафедры: Б.Б. Акимов, О.М. Виноградов, В.М. Гордеев, А.Б. Петров, С.Н. Радченко, А. Лейманис (Латвия), В.Н. Бутримович, К.А. Шморгонер, В.П. Ковтун (Украина), Т.А. Таякина (Украина), В.Ш. Галстян (Армения), Т. Хярм (Эстония), И.И. Сухишвили-Рамишвили (Грузия), К. Обрадович (Югославия), И. Блажек (Чехия), К. Панает (Албания), Нгуен Ван Хоен (Вьетнам), В. Бокадоро (Франция), П. Жарко (Югославия), Ф. Эзмазда (Египет), С. Алиция (Польша) и другие.

В 1992 году кафедра организации театрального дела вышла из состава театроведческого факультета и стала первым в России факультетом менеджмента. В 1994 году факультет получает название продюсерский. На тот момент в состав факультета входили три кафедры: выпускающая кафедра менеджмента театрально-концертного искусства, кафедра экономики и права и кафедра социологии и психологии искусства. Со временем на факультете осталась одна выпускающая кафедра.

ЦЕТЕТИС знаменует важный этап в формировании российской режиссёрской школы, так как в его рамках впервые было сформировано самостоятельное клубно-инструкторское отделение (в 1927-1928 годах), а на драматическом отделении введён цикл лекций по режиссуре. Логическим завершением этого процесса стало открытие режиссёрско-педагогического факультета на основе режиссёрско-клубного отделения ЦЕТЕТИСа в 1930 году. Факультет стал готовить
постановщиков-режиссёров (руководителей профессиональных театров, крупных рабочих клубов и дворцов культуры), педагогов по актёрскому мастерству и инструкторов-методистов.

Уже через два года после создания ЦЕТЕТИСа стало ясно, что как по преподавательскому составу, так и по качеству образования ЦЕТЕТИС перерос рамки техникума и достиг уровня высшего учебного заведения. В 1928 году на торжествах, посвящённых 50-летию театрального образования в России, это было отмечено в юбилейной речи наркома просвещения РСФСР А.В. Луначарского. Начало 30-х годов стало временем оживлённой дискуссии в театральных и педагогических кругах о форме, подобающей для театрального вуза.

19

78

Важно отметить и то, что именно в недрах театроведческого факультета зародился и будущий продюсерский факультет, когда в 1978 году было создано отделение планирования и организации театрального дела и соответствующая кафедра. В 1992 году продюсеры начали самостоятельную жизнь в структуре ГИТИСа, а театроведческий факультет снова вернулся к системе двух кафедр – истории театра России (заведующий кафедрой – Б.Н. Любимов) и истории зарубежного театра (заведующий кафедрой – А.В. Бартошевич).

В 1958 году факультет открыл новую специализацию – педагог-балетмейстер. Работу по подготовке педагогических кадров возглавили прославленные мастера – Н.И. Тарасов и М.Т. Семёнова. Впервые в отечественной практике началась подготовка педагогов широкого профиля – по классическому, народно-сценическому, дуэтному, историко-бытовому танцам и фигурному катанию.

20

11

В 2011 году выпускающая кафедра получает название «Кафедра продюсерства и менеджмента исполнительных искусств». Со дня основания до 2016 года её возглавлял создатель кафедры – доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, профессор  Ю.М. Орлов. С 2016 по 2020 годы кафедру возглавлял заслуженный деятель искусств РФ, профессор Д.Я. Смелянский. Кафедрой руководил кандидат искусствоведения, доцент Э.А. Мамедов. В настоящее время руководителем кафедры является кандидат исторических наук А. А. Борисов.

Станиславский о режиссёрском факультете

В преддверии организации вуза педагоги режиссёрско-педагогического отделения ЦЕТЕТИСа обратились к К.С. Станиславскому с вопросом, как он видит режиссёрский факультет театрального высшего учебного заведения. К.С. Станиславский ответил кратким посланием «Несколько мыслей по поводу режиссёрского факультета» (2 мая 1931 года):

«Я полагаю, что режиссёрский факультет театрального университета нельзя строить по типу обычного заведения. Слишком много в нашей работе отдано практическому делу, навыку, привычке.

Одновременно с этим многое в работе режиссёра относится к области науки и знания.

Вот почему подготовка режиссёра должна быть разделена на два отдела:

1) теоретический, который может проводиться на факультете, в аудиториях, в библиотеке;

2) практический, который должен преподаваться в факультетной студии с временными командировками студентов в разные театры.

Для проведения намеченного плана при факультете режиссёров должна быть образована небольшая группа актёров, пополняемая как учениками другого факультета – актёрского, так и самими студентами-режиссёрами, которым также необходима актёрская практика... Исходя из этого, естественно, следует, что каждый режиссёр должен быть хотя бы до известного предела актёром. Качество игры будет зависеть от степени его дарования.

Важно, чтоб он познал (то есть почувствовал) актёрскую технику, приёмы, подходы к роли, к творчеству, все сложные переживания, связанные с нашим делом и с публичным выступлением. Без этого режиссёр не поймёт актёров и не найдёт общего языка с ними.

Пусть же студенты режиссёрского факультета сами, на собственных ощущениях познают то, с чем им всё время придётся иметь дело при работе с артистами».



Преподаватели факультета успешно сочетают научную, театрально-критическую и преподавательскую работу, что помогает готовить высококвалифицированных специалистов, получающих разносторонние профессиональные навыки в процессе обучения.

Сегодня кафедру хореографии ГИТИСа возглавляет народный артист СССР, артист балета, балетмейстер, педагог-хореограф, художественный руководитель Московского областного государственного театра «Русский балет» В.М. Гордеев.

Обучение на продюсерском факультете ГИТИСа состоит из общегуманитарных,
социально-экономических, искусствоведческих и специальных дисциплин в сфере сценического творчества, продюсерства, менеджмента и экономики исполнительского искусства. Выпускники факультета становятся ведущими продюсерами, импресарио, театральными менеджерами и агентами. Многие из них занимают руководящие должности в крупнейших театрах России, ближнего и дальнего зарубежья, СТД (ВТО) РФ, Министерстве культуры РФ, региональных и городских органах управления культуры.