РОССИЙСКИЙ

     УНИВЕРСИТЕТ

     ТЕАТРАЛЬНОГО

     ИСКУССТВА -


    ГИТИС

Об актерском факультете

Актерский факультет

готовит артистов драматического театра и кино.

На факультете работает кафедра мастерства актера. Кафедрой заведует выпускник ГИТИСа, народный артист СССР, профессор В.А. Андреев; заместитель заведующего кафедрой профессор кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств России Д.Г. Ливнев.

Обучение на факультете ведется в следующих мастерских:

  • н. арт. СССР, Лауреата Госпремии России, худ. рук. Московского драматического театра им. М. Н. Ермоловой, проф. В.А. Андреева,
  • н. арт. России, худ. рук. Российского академического молодежного театра, проф. А.В. Бородина
  • н. арт. России, з. д. и. России, худ. рук. Центрального академического театра Российской армии, проф. Б.А. Морозова
  • к. искусств., проф. М.В. Скандарова
  • н. арт. России, худ. рук. Театра им. Моссовета, проф. П.О. Хомского

Кафедра мастерства актера успешно соединяет в своем коллективе действующих режиссеров и актеров, а также режиссеров и актеров, целиком посвятивших себя педагогической работе.

На кафедре на постоянной основе работают профессора Е. М. Долгина, Л. Н. Домрачева, Л. Г. Топчиев, доценты Л. Н. Заславская, В. А. Долгоруков, О. Д. Якушкина, М. Ю, Кайдалова, Заслуженная артистка РФ 3. Г. Матросова и другие. Пять педагогов кафедры имеют звания "народный артист СССР и России", два педагога – звание "заслуженный деятель искусств России", восемь педагогов – звание "заслуженный артист России".

Перечислить всех, даже выдающихся артистов, закончивших актерский факультет, практически невозможно. Назовем самые звездные имена: Г. Менглет, А. Георгиевская, М. Ладынина, В. Санаев, А. Папанов, А. Гашинский (Украина), В. Кузьмина (Чувашия), В. Андреев, Л. Касаткина, Л. Шапошникова, В. Талызина, и другие. Из более молодого поколения – А. Абдулов, Т. Догилева, И. Муравьева, Е. Яковлева, Л. Полищук, О. Остроумова, В. Раков, Д. Певцов, Т. Яценко (Украина), Л. Богдан (Украина), Жаргалсайхан (Монголия) и многие, многие другие.

Срок обучения на факультете - 4 года.

Форма обучения - очная и заочная.

На заочное отделение принимаются актеры профессиональных драматических театров, имеющие стаж не менее 2 лет.

Справки по тел. +7(495)690-31-53 и e-mail actor@gitis.net

История факультета

Исторически сложилось так, что актерский факультет занимает ведущее положение в Российского университета театрального искусства - ГИТИС. Это связано с тем, что он готовит специалистов той профессии, которая является основой драматического театра - актеров.

С первых же лет существования ГИТИСа и до наших дней подготовка актеров драматического театра не прекращалась, и контингент учащихся непрерывно расширялся – не просто количественно, но и качественно, захватывая все новые пласты молодежи и приобщая ее к искусству театра. По-разному назывался Институт, по-разному называлась структура, готовящая артистов драматического театра – вначале драматические классы, затем драматическое отделение, наконец, актерский факультет – но суть не менялась.

А.И. Сумбатов-Южин

Молодые люди, желавшие стать актерами, осваивали эту труднейшую профессию под руководством лучших педагогов своего времени. В 1880-е гг. драматические классы несколько лет возглавлял известнейший русский актер, драматург и театральный деятель, переехавший из Петербурга в Москву, А.И. Сумбатов-Южин (на фото). Затем драматическое отделение возглавляет выдающийся актер Малого театра О. А. Правдин.

С 1891 года во главе отделения становится Вл. Иванович Немирович-Данченко, устремления которого были направлены на создание нового театра, театра "живого человека", как он сам определял свою цель. Под влиянием его деятельности наметился некоторый поворот в методической направленности подготовки актеров. Это проявилось, в частности, в том, что ученики Немировича-Данченко, такие как великие И.М. Москвин. О.Л. Книппер-Чехова, Вс.Э. Мейерхольд и другие, слились в единую группу с артистами, подготовленными К. С. Станиславским вне стен филармонического училища, образовав тем самым труппу Московского Художественного театра, первого ансамблевого театра "живого человека", основанного для создания "нового" актера.

В 1901 году Вл. И. Немирович-Данченко оставил руководство драматическим отделением, но в дальнейшем, до самой революции в училище преподавали уже не только представители школы Малого театра, такие как М.П. Садовский, О.А. Правдин, А.И. Южин, но и воспитанники другой школы - школы Художественного театра, где шла огромная экспериментальная и теоретическая работа по созданию новой методологии воспитания актера и работы над ролью, проводимая К.С. Станиславским в содружестве с Вл. И. Немировичем-Данченко и их учениками. В Училище при филармоническом обществе стали преподавать А.А. Санин, В.В. Лужский и другие режиссеры и актеры МХТ.

Общая фотография

П. А. Шостаковский (средний ряд, в центре)
и Вл. И. Немирович-Данченко (средний ряд, второй слева)
со студентами драматических классов Филармонического училища (1898 г.).
Третий слева в верхнем ряду - Вс. Мейерхольд,
первая слева в нижнем ряду О. Книппер-Чехова

Исторически сложилось так, что после революции, в последующие годы после переименования Училища в Институт на драматическое отделение, а потом на факультет приходило все больше педагогов, исповедовавших методологию Московского Художественного театра, которую стали называть "Системой Станиславского".

В послереволюционные годы шло непрерывное изменение статуса института, но драматическое отделение оставалось одним из фундаментальных подразделений института, которым руководили, среди других, люди, сыгравшие особую роль в становлении будущего факультета. Это прежде всего А. П. Петровский – известный театральный педагог, актер и режиссер (работал на драматическом отделении в 1921-1925 гг.); в 1935 г. драматическим отделением заведует О.И. Пыжова – известная актриса, режиссер, педагог, партнер К. С. Станиславского и М.А. Чехова. В 1934 г. на основе драмотделения был сформирован актерский факультет, и в 1935 году на факультете работают в основном педагоги мхатовского направления: Л.М. Леонидов, И. И. Тарханов, Б.В. Бибиков, И.Я. Судаков, А.М. Лобанов, О.Н. Андровская, В.А. Орлов, М.Н. Орлова, И.М. Раевский, И.С. Анисимова-Вульф, Г.Г. Конский, П.В. Лесли и другие.

О.И. Пыжова

В 1937 году на факультете была создана кафедра мастерства актера, которую возглавила О.И. Пыжова (на фото). После войны на протяжении 26 лет кафедру возглавлял народный артист СССР, профессор И. М. Раевский. С 1972 года по настоящее время кафедрой руководит выпускник ГИТИСа, народный артист СССР, профессор В.А. Андреев.

Сегодня кафедра успешно соединяет в своем коллективе действующих режиссеров и актеров, а также режиссеров и актеров, целиком посвятивших себя педагогической работе. Пять педагогов кафедры имеют звания "народный артист СССР и России", два педагога - звание "заслуженный деятель искусств России", восемь педагогов – звание "заслуженный артист России".

Перечислить всех, даже выдающихся артистов, закончивших актерский факультет, практически невозможно. Назовем самые звездные имена: Г. Менглет, А. Георгиевская, М. Ладынина, В. Санаев, А. Папанов, А. Гашинский (Украина), В. Кузьмина (Чувашия), В. Андреев, Л. Касаткина, Л. Шапошникова, В. Талызина, и другие. Из более молодого поколения – А. Абдулов, Т. Догилева, И. Муравьева, Е. Яковлева, Л. Полищук, О. Остроумова, В. Раков, Д. Певцов, Т. Яценко (Украина), Л. Богдан (Украина), Жаргалсайхан (Монголия) и многие, многие другие.

Серьезным видом деятельности факультета на протяжении десятков лет было воспитание актеров для национальных театров, в том числе создание новых театров на базе национальных студий. Свыше 50 национальных студий, руководимых лучшими мастерами русского театра и педагогики, было выпущено из стен ГИТИСа. Это тысячи актеров национальных театров, которые несли методологию русского театра в республики бывшего СССР и республики России.

В настоящее время национальные студии в ГИТИС не создаются. Но актерский факультет готовит актеров для областных и республиканских театров России, открывая курсы при существующих театрах. Уже выпущено более ста актеров на таких курсах под руководством педагогов актерского факультета. Кафедра мастерства актера ведет большую работу по подготовке педагогических кадров, в том числе для других городов. На факультете учатся студенты из других стран, в том числе из США, Израиля, Южной Кореи.

Кафедра является центром научно-методической работы по актерскому искусству в стране. Кафедрой создан – совместно с режиссерским факультетом и факультетом музыкального театра – Научно-практический центр по проблемам актерского и режиссерского мастерства, который организует межвузовские и внутривузовские конференции по проблемам мастерства актера, а также издает книги по методологии актерского искусства. Педагоги кафедры выпускают монографии и коллективные сборники по отдельным проблемам актерского мастерства.

Обучение на базе российских театров

В Калуге в 1997 и 2001 годах были осуществлены наборы двух групп студентов для обучения на курсе актерского факультета ГИТИС по специальности "Актер театра и кино" (компенсационная форма обучения) на базе Калужского областного драматического театра. Руководитель курса – кандидат искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств России, заместитель заведующего кафедрой мастерства актера ГИТИС Давид Григорьевич Ливнев. Выпускники курса (выпуски 2001 и 2004 годов), прошедшие обучение по программам ГИТИС и получившие дипломы ГИТИС государственного образца, вошли в состав труппы Калужского областного драматического театра. Калужские курсы ГИТИС 1998-2004 годов - уникальный пример двоекратного набора студентов для обучения на базе одного и того же театра.

Д.Г. Ливнев

Из интервью Д. Г. Ливнева (на фото) калужскому телевидению (предоставлено студией ОСТ, 2004 г.):

...Это было, конечно, очень волнительно, потому что в одном городе набрать курс как-то считалось до этого проблематично... Но мы в воздух чепчики не бросали: ребята все-таки были не простые; при этом Вы учтите, что каждые четыре года приходит новое поколение... Но школа – это такая вещь, которая раскрывает в человеке, имеющем какие-то способности, все его возможности...

Хочется пожелать, чтобы ребята сохранили действенную память того, чему научились. И чтобы они не заразились бациллой другого театра.




Из прессы:


Калужский курс

"Четырнадцатого июня на малой сцене театра свой первый настоящий спектакль показали студенты (через год - выпускники) второго Калужского курса Российского университета театрального искусства. Это была короткая, но изящная двухактовая пьеса Карло Гольдони "Забавный случай". Произошел тот редкий случай, когда "Забавный случай" (извините за невольный каламбур) понравился публике с первых же картин и, по-видимому, надолго. Этому поспособствовала новизна актерских (точнее, почти уже актерских) имен и индивидуальностей, их юные лица, сильная энергетика. Постановщик "Забавного случая" - артист театра Павел Савчук, сам недавний выпускник Калужского курса ГИТИСа. Художественный руководитель курса – заслуженный деятель искусств России, профессор ГИТИСа Давид Ливнев (Москва), руководитель курса в Калуге – Александр Плетнев. Невольно удивляешься той выучке, техническому мастерству новой театральной поросли, которые юные артисты сумели за три года перенять у мэтров."

Валерий Васильев
"Театральный разъезд" (2004)
Малая сцена

"Завсегдатаев Малой сцены приятно озадачило, как обновили калужане пространство Малой сцены ТК. А юные исполнители доставили удовольствие своей органичностью, красотой и грацией. И восхитительным достоинством, воздушностью, изяществом в танцах. Кроме того, среди студийцев, работающих в основном по принципу "я в предлагаемых обстоятельствах", обнаружились потенциальные острохарактерные артисты. Всеобщее внимание привлекла Елизавета Лапина в роли Констанции, по мнению (опять же всеобщему), украсившая и оживившая спектакль своим органичным эксцентрико-комедийным и, пожалуй, трепетно-лирическим даром."

"В общем, весело, когда на Малой сцене облдрамы - молодые актеры, студенты третьего курса ГИТИСа, демонстрирующие свой первый настоящий спектакль. Классический сюжет великого Гольдони, костюмная комедия положений, любовная интрига со свадьбой в финале - что еще нужно, чтобы проявить свое актерское дарование, тем паче, что у знаменитого итальянца нет маленьких персонажей?"

Наталья Константинова (2004)
Иркутская история

"Этот дипломный спектакль пока еще не выпускной. Студенты закончили только третий курс ГИТИСа - Российского университета театрального искусства. Да еще и пьесу-то какую несовременную взяли: "Иркутскую историю" А.Арбузова, действие которой происходит в пятидесятые годы прошлого века. Зритель на это представление идет особый, свой зритель. Билетов на него не купишь в кассе, афиш не увидишь. Попадают в зал люди по специальным приглашениям, - полученным от друзей, знакомых. Оценивают зрители, оценивают преподаватели, конечно, особо волнуются художественный руководитель курса - заслуженный деятель искусств РФ, профессор Д. Ливнев, педагоги Н. Ефременко, Е. Сумин и другие."

Ольга Павлюк
"Курьер культуры" (2004)
Калужский курс

"28 июня в областном драматическом театре вручались дипломы выпускникам калужского курса Российского университета театрального искусства. Поступившие на курс четыре года назад тринадцать молодых калужан теперь стали актерами и зачислены в группу театра. Этому событию предшествовала неделя студенческих спектаклей, где каждый из выпускников смог продемонстрировать то, чему научился за четыре года. Тем, кто не смог увидеть дипломные спектакли, предстоит знакомиться с творчеством тринадцати начинающих актеров уже в новом сезоне."

Степан Клыков (2001)
Калужский курс

"Особым событием прошедшего сезона стало окончание учебы курса ГИТИС при Калужском драматическом театре (мастерская профессора, заслуженного деятеля искусств России Д. Г. Ливнева). Выпускной курс показал три своих дипломных спектакля. Студенты продемонстрировали свое мастерство в работе над пьесой А. Вампилова "Прошлым летом в Чулимске" (режиссер Д. Г. Ливнев), с творческим азартом, заразительно, темпераментно сыграли в спектакле "Хочу любить!" (по водевилям "Беда от нежного сердца" Сологуба и "Аз и Ферт" Федорова). Завершился показ курса спектаклем "Жестокие игры" А. Арбузова (режиссер А. Плетнев). Последний показ, прошедший с большим успехом, убедил всех, что труппа театра пополнилась замечательными молодыми артистами."

Л. Слепова
"Страстной бульвар" (№ 10, 2001-2002)