06/05 2024
20:30
Пн
В Государственном театре молодёжи и юного зрителя имени Бакен Кыдыкеевой в Кыргызстане состоялась премьера спектакля «Король Лир». Постановка создана при участии Попечительского совета ГИТИСа и Фонда поддержки и развития театрального образования. В творческую постановочную команду вошли студенты ГИТИСа режиссёр Андрей Хисамиев, сценограф Елизавета Ермакова и магистрантка художник по свету Нанна Шех.
Новая постановка — не просто очередная премьера команды ГИТИСа, а осуществившаяся мечта выпускника института 1983 года, народного артиста Кыргызской Республики, исполнителя главной роли короля Лира Турусбека Жумалиева, который мечтал поставить спектакль по Шекспиру в Кыргызстане в течение 4 лет, пригласив для этого выпускников и студентов последних курсов альма-матер.

«В дипломном спектакле по шекспировской трагедии „Ромео и Джульетта“ в 1983 году я играл Ромео, а моя супруга, Зоя Тохтурбаева, играла Джульетту. И с того времени мы влюбились в Шекспира. Сейчас у нас в Кыргызстане серьёзных работ на шекспировскую тему нет. А так как мы закончили ГИТИС, внутренне давно хотели вернуться к нашей гитисовской школе, системе Станиславского. И, конечно, если играть, то Шекспира, тем более что в этом году ему 460 лет. И эта идея со мной жила в течение 4 лет. Я решил, что буду работать над этим спектаклем только с московскими выпускниками, желательно, с режиссёром и художником, окончившими ГИТИС, так как это центр театрального образования. Съездил в Москву, где встретился с ректором ГИТИСа Григорием Заславским. И мне предложили очень сильного перспективного режиссёра Андрея Хисамиева. Мы с ним поговорили, его идеи, воспитание, взгляд на жизнь, энтузиазм, жажда работать, дисциплинированность мне очень понравились, после чего мы решили творить вместе», — говорит инициатор проекта, выпускник ГИТИСа, народный артист Кыргызской Республики, исполнитель главной роли короля Лира Турусбек Жумалиев.

Как рассказывает режиссёр Андрей Хисамиев, работа над спектаклем стала настоящим испытанием для всей постановочной команды из-за сжатых сроков и культурных особенностей Кыргызстана.

«Мы работали в экстремальных условиях: у нас было мало времени, а это большая сцена, другой язык, серьёзная пьеса, драматургия. Но для нас всех: и для артистов, и для каждого члена постановочной команды, для меня в том числе, это был интересный опыт. Приходилось учитывать особенности другой зрительской культуры, которые влияют напрямую на процесс. Очень хорошо, что была своя постановочная команда — большая опора, без которой ничего бы не вышло. С артистами получилось в итоге найти общий театральный язык, продвинуться вместе к созданию другого целостного художественного мира. Я чувствую какой-то азарт, и хочется, чтобы зритель тоже попал в это азартное пространство», — делится режиссёр Андрей Хисамиев.

Несмотря на все сложности, работа с командой Государственного театра молодёжи и юного зрителя имени Бакен Кыдыкеевой проходила в дружелюбной творческой обстановке и способствовала культурному обмену между артистами и постановщиками.

«Работа с командой была очень плотной. Все участвовали в создании каждой сцены. Мне кажется, такой активный диалог между всеми постановщиками спектакля делал его живым и единым. Актёры это чувствовали и тоже часто активно принимали участие в творческих поисках», — рассказывает хореограф Александра Сафронова.

Новая постановка делится на несколько смысловых линий, которые вместе собираются в одно цельное художественное и драматургическое высказывание. Каждая из них имеет свои собственные черты, которые подчёркиваются режиссёрски, хореографически и сценографически.

«Спектакль „Король Лир“ — многослойное произведение. Там есть несколько линий, которые в течение всего спектакля длятся, развиваются, переплетаются и в итоге приходят к разрешению: линия льстивых, жестоких, хладнокровных сестёр Гонерильи и Реганы и их мужей Альбани и Корнуэла; линия бастарда Эдмонда, который выращивает себя в тоже своего рода монстра к концу истории; линия Кента, преданного, чуткого помощника и друга; линия подхалима Освальда, верного своей хозяйке; линия шута, который стоит особняком в этой истории и является как бы свидетелем, но не участником событий; линия бедняги Глостера, который страдает от собственной наивности; линия Корделии, которая является как бы неземной, возвышенной частичкой света во всей этой истории», — отмечает хореограф Александра Сафронова.

«Спектакль, как мне кажется, об усталости, о смирении и внутреннем стержне, который пытаются надломить. О единообразии мира, который подвластен тому, что герои в него транслируют. О жестокости людей, судьбы, но также и о неоднозначности: мир соткан из нюансов, которые если не оправдывают поступки персонажей, то помогают их понять, о любви, которая, как лучик света, всегда сможет просочиться, пусть даже сквозь обломки, и осветить путь», — подчёркивает сценограф Елизавета Ермакова.

Инициатор проекта, исполнитель главной роли короля Лира Турусбек Жумалиев смог создать на сцене свою собственную интерпретацию известного образа, внутренний конфликт которого является движущей силой пьесы и спектакля.

«Конечно же, главную роль в спектакле играет трансформация короля Лира. Поскольку режиссёр очень чутко подбирал артистов под их персонажей, роли трансформировались и окрашивались личностью каждого актёра. Турусбек Жумалиев, который сыграл короля Лира, сделал его наивным, смешным, немного глупым, вспыльчивым, ревностным. Это спектакль, как мне кажется, именно о трансформации главного героя. О том, как его погубили наивность и вспыльчивость и как он приходит через сумасшествие к спокойствию и детскости, соединившись с Корделией после смерти», — говорит хореограф Александра Сафронова.

Основой сценографии стала природа, представленная в пьесе Уильяма Шекспира. Она является отражением внутреннего конфликта главного героя и внешнего конфликта, царящего в обществе, в котором он существует.

«В сценографическом решении отправной точкой служило состояние природы Шекспира, а именно затмение, нависающее не только над героями, как некий рок судьбы, но и спустившееся на фигуру самого Лира, неожиданно решившего разделить все свои богатства. Состояние мира вокруг — среда, будто бы пропущенная через чёрно-белый фильтр, перекликается с самим затмением, отсутствием света и, как следствие, исчезновением цвета в этом мире. Все герои подвластны этому существованию, продолжают жить, исполняя некоторые ритуалы, будто бы не понимая, что в этом нет смысла. Не обращают они внимания также и на то, что их „дом“ — обломки былого королевства, которые копились много лет. Это олицетворяют колонны из разных временных промежутков, превратившиеся в камни», — делится сценограф Елизавета Ермакова.

Главной деталью в спектакле стало одеяние короля Лира — зелёная шуба, которая визуально становится центром конфликта и борьбы героев.

«Единственное воспоминание о былом времени, о тепле, о цвете и свете — зелёная шуба Лира, напоминающая луг. Именно за неё идёт борьба. В неё кутаются, её подстилают себе под ноги, чтобы не было холодно, разрывая тем самым самого короля на части, оставляя его нагим. Кулисы, падуга продолжают костюм Лира, собирая пространство, заключая его в некий квадрат. Но буря ставит всё на свои места — сцена, подобно самому королю, становится абсолютно голой: мы видим машинерию, карманы сцены, всю глубину», — рассказывает сценограф Елизавета Ермакова.

В спектакле отсутствует хореография в традиционном её понимании, при этом каждому образу свойственна своя пластика, а динамика и скорость движения являются отражением состояния героев.

«В этом спектакле мне была поставлена задача разработать пластический образ персонажей, работать над усилением мизансцен и организовывать динамичные сцены по композиции и скорости. Исходя из личностных возможностей актёров и их переживания роли, мы создавали движения и ощущения в спектакле, ориентируясь на их аутентичность в первую очередь. Динамичные сцены решались посредством хореографии тел и колонн. Хореографическая тема Корделии проходит лейтмотивом через все её танцы: изгнание, послание Кенту, путь с Кентом, финальный поединок», — отмечает хореограф Александра Сафронова.

Идейный вдохновитель проекта и исполнитель главной роли Турусбек Жумалиев высоко оценил профессиональные и личностные качества каждого члена творческой постановочной команды ГИТИСа и отметил, что то, чего он желал в течение 4 лет, осуществилось, но он не собирается останавливаться на достигнутом.

«У нас очень интересная сценография, костюмы. Когда мы увидели эскизы художницы Елизаветы Ермаковой, всему коллективу театра они очень понравились. В художественном решении запечатлена эпоха возрождения, век Шекспира, но при этом получилось передать актуальность происходящих событий. К нам приезжала хореограф Александра Сафронова, её фантазия, работоспособность, терпение, характер всему коллективу очень понравились. Также было приятно работать и с художником по свету Нанной Шех, очень профессиональной и искренней девушкой. С постановщиками мы чувствовали себя по-настоящему родными. Работать с другой страной над таким большим проектом в сжатые сроки — это очень трудно, нужно адаптироваться друг к другу. У нас своеобразные характер, подход к работе. Но постановщики всё преодолели. Андрей Хисамиев проявил себя как очень мудрый, дальновидный режиссёр и хороший психолог, с ним очень интересно работать. Я хочу всю жизнь партнёрствовать с выпускниками, студентами ГИТИСа — это моя мечта», — подытоживает инициатор проекта, выпускник ГИТИСа, народный артист Кыргызской Республики, исполнитель главной роли короля Лира Турусбек Жумалиев.

На премьере присутствовал министр культуры, информации, спорта и молодёжной политики Кыргызской Республики Алтынбек Максутов. Режиссёр спектакля Андрей Хисамиев поблагодарил министра за внимание к постановке и выразил надежду на продолжение плодотворного сотрудничества ГИТИСа и театра.